Hi-Tech Arduino Компьютеры Интернет
HV-Lab Reference Linux Форум
Справочники Libraries Windows Галерея
Электроника Hardware Hardware Загрузки
Печатные платы Forum Программирование Мини-чат
[ Февр 26, 07:42 ] admin: Форум перешел в разряд архивного.
[ Февр 24, 19:02 ] admin: переехали на новый сервер. Грядут перемены.
[ Фев 20, 08:38 ] кулибин: Переход на SSL был непрост (особенно с абсолютными путями на изображения, но мы его осуществили)
RSS статьи
 
Статьи

Статьи->Linux->Как я становился пингвином(Часть4) [ Поиск ]

Как я становился пингвином(Часть4) - 3D-ускоритель, игры, быстрое монтирование
Отправил: кулибин, Понедельник, 28 Января 2008 14:15

Как я становился пингвином Часть 4

И вот начался в меня 1 семестр, и в результате моем неподготовленности я столкнулся с проблемой нехватки времени на свои мелкие дела. Что-ж, надо сказать что я старался и уже подстроился под условия учебного отбора времени. Времени дальше углубляться в линь пока совершенно не было. Для повседневной работы по учебе мне вполне хватало моих знаний. Но вот, время появилось, можно продолжить лезть в дебри и дальше познавать эту могучую ОСь.

Не монтированием едины....

За время моего бездействия в GPL-мире появилось много новинок. В частности недавно вышел драйвер NTFS-разделов с полной поддержкой чтения/записи на них. Раньше из-за некоторой опаски погубить важную информацию на этих разделах я рекомендовал монтировать их только с параметром read-only. С линуксовыми же разделами из винды можно работать достаточно давно Настал тот час, когда можно отомстить! Итак, для нашего злодеяния нам потребуется драйвер ntfs-3g, который нужно взять на официальном сайте www.ntfs-3g.org. Данный драйвер считается стабильным с Февраля 2007 года, после 12 лет разработок(видимо сколько труда пришлось вложить в это чудо) На момент написания статьи последней стабильной версией считается 1,1120. Чудо это доступно для Linux, FreeBSD, Mac OS X, NetBSD и Haiku операционных систем в виде sorse-кода, и rpm-пакетов. Поддерживает работу с Windows XP, Windows Server 2003, Windows 2000 и Windows Vista файловыми системами. Скачивайте исходники этой программы (все-таки работаем с важной инфой. Лично я таким программам доверяю только после собственной сборки.) и устанавливайте их обычным способом: ./configure && make && make install. Если ваша программа установилась без ошибок, неплохо бы проверить ее на практике.

Для этого изучим основы временного (действующего только в текущем сеансе) монтирования дисков. Как известно, не рекомендуется работать напрямую с устройствами из директории /dev, поэтому их необходимо смонтировать в определенную папку. Данную операцию можно проделать двумя способами: «временное» монтирование и «постоянное». Второе заключается в том, что в файле /etc/fstab прописывается, что и куда прикручивать и все осуществится автоматически при запуске системы. Об этом я уже писал во 2 части саги о пингвинах(№6 май 2007г.). А вот первое заключается в том, что нужный раздел мы монтируем сами по мере необходимости. Например, нам надо смонтировать флешку, или внешний usb-диск. В нормальных дистрибутивах подобная операция осуществляется автоматически, но настанет тот момент когда с этим всем придется разобраться вручную. Что же, придется разбираться вместе, но чуть позже. Вернемся к нашим баранам т.е. Пингвинам. Чтобы смонтировать NTFS-разделы через новый драйвер, пишем в консоли: mount -t ntfs-3g /dev/hda1 /DiskC, После этого раздел /dev/hda1 окажется смонтированным в папку /DiskC(естественно у вас может быть любая другая папка, которая вам понравится. Устройство тоже может быть другим, я привел в качестве примера монтирование своего диска С:) , со стандартными параметрами и можно будет к нему спокойно обращаться. Важное замечание: если вы хотите примонтировать разделы, винду которых перевели в спящий режим, то дальше Read-only вы не вылезете. Сначала винду надо выключить, а уже потом монтировать раздел. Если вы хотите, чтобы раздел сразу монтировался при загрузке системы, впишите в файл /etc/fstab строку

/dev/hda1 /DiskC ntfs-3g defaults 0 0

После этого диском можно будет пользоваться сразу же после загрузки системы. Опять же, если ntfs-диск висит под спящей виндой, доступ будет к нему Read-Only.

Теперь продолжим разбираться с командами mount/umount. Первая монтирует раздел, вторая демонтирует.

mount -t type dev dir

Обычное монтирование раздела dev в дирректорию dir с типом файловой системы type

mount -a

Монтирование всех разделов четко по содержимому файла /etc/fstab

mount -l

Возвращает список смонтированных разделов с параметрами

mount -h

Выводит краткую справку по программе

mount -m

Монтирование раздела без прописи действия в /etc/mtab. Необходимо, когда /etc в Read-Only В /etc/mtab прописываются все операции mount/umount текущего сеанса

mount -r

Монтирование раздела в режиме Read-Only

mount -w

Монтирование системы в режиме Read/Write. Осуществляется по умолчанию.

Надеюсь подобной информации будет достаточно для дальнейшего самостоятельного изучения работы с утилитами-монтировщиками файловых систем. Только сразу предупреждаю: при неосторожных действиях это черевато потерей важных данных!

Всеобщая игроманизация....

Не секрет, что почти все работающие за компьютером любят отдохнуть от работы за какой-нибудь игрушкой, будь то простой солитер или могучий С.Т.А.Л.К.Е.Р. Но все равно, если даже ваша видеокарта спокойно обеспечит ресурсами выбранную вами игрушками, без драйверов 3Д-акселератора даже из заставки вы не сможете выжать хоть какой-нибудь fps(frame per second – кадров в секунду)! В виндах дефолтный универсальный 3Д-видеодрайвер уже предустановлен(хотя на то он и универсальный, чтобы выжать хоть из видюхи что-нибудь), но вот в Линухе....в Линухе надо радоваться уже тому что видеокарта вообще запахала(хотя она в любом случае запашет как минимум в VGA-режиме, чего будет совершенно достаточно для установки дров). Вот и мне вдруг захотелось немного погамать в мои любимые игры под Линем, ибо в винду каждый раз бегать неохота. Но вот беда, даже 3Д-заставка, основанная на OpenGL выдавала умопомрачительный fps=4,3! Ни о каких 3Д-игрушках и речи естественно быть не могло. Надо было что-то делать. Путь у меня был один – на сайт производителя моей Nvidia GeForse FX5500 – www.nvidia.com(для обладателей видеокарт ATI путь теперь на сайт www.amd.com). Драйвера от Nvidia поддерживают весь ряд видеокарт, заканчивая Nvidia 8800GTX,а вот у AMD список поддерживаемого оборудования поскромнее, в частности новейшее поколение видеокарт(HD 3850/3870) поддерживается дровами только под винду. Под Линукс можно найти дрова для видеокарт лишь предыдущего поколения(до HD 2900 Series). Хотя если подумать, то этого вполне достаточно.(Мне когда-то вбили в голову, что под линем лучше сидеть на картах от Nvidia, аргументируя это тем, что для них с дровами намного легче чем с ATI. А поскольку у меня Nvidia-карта, то и говорить буду только о них, пользователи ATI не обижайтесь, у вас все также легко. Последний релиз Linux-дров под ATI был 27 ноября 2007г, так что будем надеяться что в ближайшее время появятся дрова и под последнее поколение видеокарт от ATI). Итак, в наших руках файлик nvidia-linux-x86-<версия>.run. Теперь завершаем текущий сеанс(Ctrl+Alt+Backspace), нажимаем Alt+N и выходим в консоль(Для установки драйвера необходимо выйти из исков, о чем вам в случае вашего непослушания вежливо напомнит инсталятор). Теперь под root-ом запускаем команду sh nvidia-linux-x86-<версия>.run Далее начинается самое простое – щелкать по кнопке ОК и Далее. Инсталятор, как и драйвер полностью русифицирован(естественно если при загрузке вы выбрали русский язык). Теперь, сразу же после установки драйвера, можно приступить к играм, поскольку 3Д-ускоритель включается автоматически. Результат, я вам сразу скажу, на лицо! В той же заставке fps возрос до 400! Наконец-то можно нормально погамать в идущие под виндой игры на вашей конфигурации системы при помощи wine. Насчет скорости: надо сказать, что здесь дела обстоят по разному. Некоторые игры работают заметно быстрее, такие как например CS, Half Life 2, GTA VC и др. (а в винде у меня в gta vc с включенной Оперой на 256Мб RAM играть было практически невозможно, в Линухе же под вайном она просто летала.) Другие же будуть прилично пртирмаживать. Зависит это от того, на чем работает игра. Если OpenGL, то замечательно – на Лине такая игрушка полетает, но вот если DirectX, то тогда проблема – не очень то вайн справляется с эмуляцией DirectX OpenGL-возможностями.(Хуже – поддержки DirectX в вайне нет) Значительно лучше с подобной задачей справляется Cedega. Взять cedega можно на офф. сайте http://www.transgaming.com. Cedega (ранее WineX) – это коммерческий продукт, основанный на исходниках вайна. Cedega отличается от вайна своей нацеленностью на запуск виндовых игр под Линухой. В частности, для этого добавлена качественная поддержка API DirectX. Также имеется поддержка некоторых защит от копирования, применяемых в играх. Сама программа состоит из двух файлов – графической оболочки и, собственно, движка. Первый файл – это rpm-пакет, второй cpkg-файл. (Хотя мне попаслся и архив с бинарниками – его я просто распаковал в /) Устанавливаем rpm-пакет в систему, одновременно разрешая зависимости, далее командой cedega запускаем цедегу в первый раз и попадаем в мастер настройки, состоящий из 5 шагов. Сначала даем согласие лицензионному соглашению, после чего нам предстоит указать место расположения движка, того самого .cpkg файла. Далее проверяем правильность параметров нашей системы и запускаем тесты на совместимость. Теперь программа скажет вам, можно ли играть в вашей системе или нет. Все, вашему взору предстает замечательный вид графического интерфейса.  Спешу обрадовать обладателей некоторых дистрибутивов – у вас cedega уже предустановлена. В частности обладатели дистрибутива Mandriva сразу могут пользоваться этим замечательным эмулятором. Для запуска игр тоже нет ничего проще. Система команд та же, что и в вайне: cedega *.exe. Отмечу, что если игрушка не устанавливается под цедегой(а такое возможно в случае некоторых инсталяторов), то попробуйте установить ее под вайном, возможно вам это удастся. Установка и запуск игр через графический интерфейс слишком проста, чтоб останавливаться на этом вопросе. Графический интерфейс интуитивен, что не может не сказаться на общем положительном впечатлении от продукта.

Кстати насчет игр. Для начала скажу, что список поддерживаемых цедегой игр вряд ли уместится на нескольких страницах! Перечислю только некоторые из самых популярных: Call of Duty,Counter-Strike 1.6 Counter-Strike: Source, F.E.A.R, Half-Life, Postal 2,Quake(1-4), Unreal Tournamenеt, Doom3, GTA, SilentHill, Need for Speed(даже Pro Speed) и т.п. Список можно продолжать до бесконечности. Полный список поддерживаемых игр можно найти на сайте www.cedega.com Но для некоторых игр cedega совсем не нужна. Многие игры портированы и под Линукс, например: Lineage2, Quake3, Quake4, UT2004,UT2003,Heroes3, Call of Duty, CS1.6, (последние две существуют еще и в виде игровых серверов) и т.д. В случае возникновения каких-либо проблем вам всегда поможет man cedega, который предоставит огромное количество полезной информации. Конечно же, чтобы установить версию под Линукс, опять придется бороться с зависимостями, хотя некоторые игры прекрасно ставятся без каких либо заусенец.(в случае нерешенных зависимостей мне всегда помогает www.rpm.pbone.net) В больших, распространяемый на 1 и более DVD дистрибутивах уже имеются предустановленные и вполне неплохие игры. В моем SuSe я решил разобраться со свалкой в меню Games, и ушел оттуда лишь через неск. часов, удалив всего десяток игрушек (уж больно хорошая подборка игр, есть вроде бы и детские, но очень забавные игрушки. Где еще как не в Linux можно найти игрушку, где катящийся по льду со скоростью в 200км/час пингвин собирает рыбешек? ). Большое количество простых и не очень игрушек есть в интернете(гугл рулит), а в частности на сайте www.softpedia.com (так не только игрушки, там есть море софта и не только софта для любой ОС) в разделе Linux.

И как всегда завершаем статью списком полезных в работе команд, на этот раз познакомлю вас с возможностью мониторинга вашей системы из консоли:

ps auxjf

Вывод информации о процессах в системе. параметры: a – all users; u-показывает чей процесс;j – job control; f -информация в виде дерева. Выводит большой список процессов(больше сотни). В столбце STAT содержится несколько букв:

R

Выполняющийся

S

Спящий

T

Остановленный

Z

Зомби-процесс завис, и убить его можно только перезапуском системы.

Если необходимо отфильтровать данные, передаем данные в grep(для справки идите в man grep).

ps U [пользователь]

выводим процессы только конкретного пользователя.

kill [индентификатор]

завершение процесса: -15 –мягкое завершение(с предоставлением возможности зависшей проге закрытия открытых файлов и завершения дочерних процессов); -9 – немедленное завершение. По умолчанию используется параметр -15

top

выводит в консоли динамически изменяющийся список процессов с отображением потребления системных ресурсов. Для завершения какого либо процесса нажмите k и система спросит у вас идентификатор. Завершается работа top клавишей q.

lsof

List Open File-список открытый файлов в системе. Для фильтрации опять же полезно использовать grep. -u – список открытых конкретным пользователем; Команда lsof [файл] выдает список пользователей, пользующихся этим файлом. lsof -c [программа] список файлов, открытых данной программой.

free -m

отображение информации об оперативной памяти в Мб(параметр -b в байтах; -k -Кб)

df

отображение информации о месте на жестком диске

du -hs

отображение веса текущего каталога. без параметров – с каталогами. -h -вывод объема в читабельном формате. -s – не показывать подкаталоги. -a – выводить и файлы. --help выдает краткую справку по программе. Для более полной информации дорога в man du. Чрезвычайно полезная утилита для поиска потерянного места.

Ну вот пожалуй и все, что я хотел сказать в этой части саги об ОС Linux. Еще осталось полно вопросов, касающихся этой великой Оси. Ну, по крайней мере, теперь вам не придется скучать, ожидая новый выпуск цикла статей «Как я становился пингвином» - вы можете скоротать свое время за интересными играми! И как всегда, если возникнут вопросы, обращайтесь.

Артём Кашканов

 

Голосов Голосов: 2 - В среднем: 5

Добавить комментарий Оценить
Комментарии

Статистика
Всего 205 статей в базе
Наиболее просматриваемые: Arduino и сеть RS485.
Лучшие по оценкам: РЦВМ1 - Релейная Цифровая Вычислительная Машина

Пользователи в разделе статьи: 1 (0 Пользователи 1 Гости и 0 Скрытые пользователи)
Видимые пользователи:


 
 

MKPortal©2003-2008 mkportal.it
MultiBoard ©2007-2009 RusMKPortal
Страница сгенерированна за 0.02181 секунд с 24 обращениями в базу данных

Intel Core i5-3450 2Gb RAM 100Gb HDD 100Mbps Ethernet

© Artem Kashkanov 2005-2016